Неточные совпадения
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений социальной
среды, от
внешней общественности, а не от творческих изменений в личности, не от духовного перерождения народа, его воли, его сознания.
Наоборот, на
внешнюю общественность, на социальную
среду целиком возлагается ответственность за судьбу личности, за ее годность или негодность.
Русского человека слишком легко заедает «
среда», и он слишком подвержен эмоциональным реакциям на все
внешнее.
Позитивизм и материализм отрицают ответственность, свободу, творческую волю, отрицают человека и строят безвольную теорию социальной
среды и власти необходимости, могущества
внешних обстоятельств.
Разрыв с окружающей
средой, выход из мира аристократического в мир революционный — основной факт моей биографии, не только
внешней, но и внутренней.
Это странно, потому что по
внешнему своему обличью я был дальше других социал-демократов интеллигентов от рабочей
среды, я все-таки был барином и человеком интеллектуальным более всех.
Среди всякого общества много такого рода людей: одни из них действуют на
среду софизмами, другие — каменной бесповоротной непоколебимостью убеждений, третьи — широкой глоткой, четвертые — злой насмешкой, пятые — просто молчанием, заставляющим предполагать за собою глубокомыслие, шестые — трескучей
внешней словесной эрудицией, иные хлесткой насмешкой надо всем, что говорят… многие ужасным русским словом «ерунда!». «Ерунда!» — говорят они презрительно на горячее, искреннее, может быть правдивое, но скомканное слово.
Подобное отношение к
внешним впечатлениям мы замечаем и в другой
среде, в людях, по своему воспитанию привыкших к отвлеченным рассуждениям и умеющих анализировать свои чувства.
Среда ничто дифференцирует всеединство во множественность, поэтому каждое отдельное что находит себя охваченным другими что, на которые распадается все, — иначе сказать, оно находит все как
внешнюю для себя границу или принудительную данность, которая противостоит, является объектом для преодоления.
Мы непосредственно знаем себя, однако, только как личности, обособленные центры бытия, а органичность свою ощущаем лишь чрез социальную
среду как
внешнюю данность, нечто случайное и принудительное, не соборность, но коллектив, имеющий высший идеал не в любви, а в солидарности.
Но техническая власть человека над природой, переносящая орудия борьбы на
внешнюю социальную
среду и вырабатывающая орудия органически не наследственные, как уже говорилось, ведет к антропологическому регрессу человека, ослабляет изощренность его организации.
Такое персоналистическое учение признает оригинальность личности, невыводимой ни из чего
внешнего и общего, ни из какой
среды.
Этот странный интерес к преступлению и наказанию определяется тем, что вся духовная природа Достоевского восставала против
внешнего объяснения зла и преступления из социальной
среды и отрицания на этом основании наказания.
Если человек есть лишь пассивный рефлекс
внешней социальной
среды, если он не ответственное существо, то нет человека и нет Бога, нет свободы, нет зла и нет добра.
Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял
внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением, посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей
среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху.